Новости

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
перейти
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
перейти
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...
перейти

Все новости

Техника маркетри

Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева. Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.


Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных.



В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.



Прослеживая эволюцию искусства маркетри, можно видеть, как постепенно из утилитарного, прикладного направления выделяются произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового, самостоятельного вида изобразительного искусства - живописи маркетри. По сравнению с другими видами живописи, особенности живописных работ маркетри связаны с художественными и пластическими качествами дерева. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету. В маркетри изображение возникает вследствие использования природной палитры - цвета, текстуры и энергетики шпона различных видов деревьев. Природа сама, как Великий Мастер, дарит Вам прекрасную палитру дерева. В умелых руках художника эти краски превращаются в чудесные творения.


Итак, что же делает мастер, чтобы в результате получились нарды или шкатулку в технике маркетри:

Сначала определяется рисунок, который будет изображен на изделии. Берется картина, фотография, изображение в газете или интернете, - да любая картинка. На основе этой картинки прорисовывается предварительный макет. Макет может не на все 100 процентов соответствовать первичному материалу, - многие детали добавляются и изменяются мастером в процессе прорисовки для добавления выразительности готовому изделию.

Далее готовый эскиз масштабируется под требования готового изделия и переносится на миллиметровую бумагу. Отталкиваясь от того, какой сложности должна быть законченная работа, мастер растушевывает этот эскиз на более темные и более светлые детали с количеством полутонов доходящим до сотни. На следующем этапе каждому полутону подбирается свой шпон. Зачастую, истинный художник своего дела подбирает шпон уже сложив в уме общую картину. И критериями в этом случае выступает уже не сорт древесины, а её тон и направленность (рисунок) волокон.

Следующим шагом, детали готового макета переносятся на листы шпона. Сначала делается основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. В подавляющем большинстве случаев для России фон делается из "красного дерева" или "ореха". Просто эти слова у всех "на языке" и так проще доносить ценность того или иного изделия. На самом деле, шпона с названием "красное дерево" или "орех" не существует. Это категории шпона: орех бывает европейский, бывает американский, бывает дальневосточный; опять таки, важно какая часть ореха используется - корень или стволовая древесина. С красным деревом ситуация ещё интереснее: красное дерево - это сборное название для группы различных древесины.



В подавляющем большинстве случаев, элементы рисунков в изделиях, выполненных в технике маркетри, вырезаются вручную ножом. Причем существует серьезная разница между вырезанием деталей из шпона твердых и шпона хрупких пород древесины, между вырезанием простых геометрических фигур и произвольных кривых. Чтобы скрыть стыки деталей кромки шпона вырезуют не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Знание всех нюансов того как нужно наклонить нож и как распределить усилие с тем, чтобы не порвать драгоценную древесину отличает истинных мастеров.

Дальше, после выпиливания всего набора деталей, их собирают в набор, склеивая специальным скотчем лицевые стороны. При склеивании важно следить за тем, чтобы между деталями не оставалось просветов. Проклеив рисунок по всем швам проводят первичный контроль качества: нельзя допустить таких проблем, как нахлест кромок деталей, зазоры между деталями, смещение текстуры, растрескивание шпона, неприклеенность скотча к шпону, ее сдвиги или морщинистость.

Тут надо заметить, что набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу) или фигурным, когда волокна создают свой собственный геометрический рисунок.



Чтобы выровнять получившийся набор до идеально гладкого состояния его, предварительно промазав швы с внутренней стороны заполняющим составом и качественно подсушив, кладут проложив листами вощеной бумаги под пресс. Дня на два - на три.

После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу. В большинстве случаев, покупая изделие выполненное в технике маркетри или в технике шпонирования, Вы покупаете изделие не из массива дерева. Дело в том, что несколько десятков видов шпона, собранные в единый рисунок, не становятся от этого единым деревом, - каждая деталь по своему реагирует на перепады температуры, влажности, давления, освещенности и т.п. А если ещё добавить основу, которая тоже будет "дышать", то создать из такого сочетания сколь угодно стабильное произведение не получится, - рисунок довольно скоро начнет коробиться. Основой служит либо фанера, либо оргалит, либо любая другая плита не реагирующая на внешние факторы. Поверхность основы предварительно готовят, - устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п. По общепринятым стандартам шероховатость основы не должна превышать 50 мкм.

Наклеивается рисунок с помощью ПВА дисперсии, - она не оставляет разводов на древесине, высыхая в бесцветную пленку. При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона. Причем направление годичных волокон шпона компенсирующего слоя должно совпадать в преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания.



Готовый мозаичный набор освобождают от скотча, циклюют и шлифуют. Когда мастер остается доволен гладкостью и чистотой рисунка, набор отправляется на лакировку.

Каждый рисунок покрывается не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака. Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется.