Как мы делаем подарочные иконы
За годы безверья и иконоборчества многие понятия о вере православной сильно исказились. В силу этого факта большинство наших сограждан убеждено, что написание иконы, - лишь подраздел художественного ремесла. На самом деле это не совсем так: почему иначе имя Андрея Рублёва до сих пор является непререкаемым авторитетом в иконописи. Почему большинство россиян убеждено в том, что настоящие иконы могут быть писаны только в стенах монастырских. А дело в том, что лик писанный на доске, это отображение видения, явившегося иконописцу в молитве. В монастыри попадал люд разный, - были среди этого люда и художники. В монастырских стенах православный уклад блюдется строже всего, - отсюда искренность в молитвах и, как следствие, более чистые, искренние, душевные образы. Отсюда полная невозможность написания нового образа в сжатые сроки, - не выйдет ничего путного. Картина получится, а вот икона - нет. Для прочувствованного лика нужно время в посте и молитве, - лишь тогда результат будет радовать.
Каждый новый лик наша художница проживает по своему. Для его написания не только изучаются канонические иконы конкретного святого, но и его житие. Благодаря этому, стараниям в молитве и божией помощи все написанные Александрой лики принимаются курирующими нас святыми отцами как полностью соответствующие канонам Русской Православной Церкви. Глупо упоминать о наличии у Александры благословения на подобный труд, - без него иконопись лишь хобби "для внутреннего употребления".
Каждый список иконы (а так или иначе Александра делает список с классической православной иконы) пишется в своем количестве. Некоторых ликов пишется несколько, некоторые пишутся в единственном экземпляре. В последнее время авторские списки пишутся на досках из кипариса, - материала являющего собой основу всех мироточащих икон.
В процессе работы над иконой после стадии написания основных черт, но до формирования окончательных лаковых слоев и украшения, каждая икона фотографируется. На базе этих снимков делаются копии.
Казалось бы, - что сложного в изготовлении копий? В реальности каждая икона представляет из себя "пирог" последовательно нанесенных слоев грунтов, лаков, эмалей и красок. Просто разработка последовательности нанесения заняла у нас более двух месяцев. В чем же сложность и ценность этих копий?
Во-первых, в материале из которого делается тело иконы. Традиционно, на Руси тело иконы делалось из липы или березы. Материалы довольно мягкие, что позволяло работать с ними без сложных инструментов. Однако, это давало свои минусы, - тела зачастую коробило и выгибало. Красочный слой лопался, в трещины попадала влага и иконы начинали "цвести". Для избегания этого минуса на оборотных сторонах икон поперек волокон вставляли шпонки, - поперечные планки не дающие выгнуться доске. Однако, они далеко не всегда спасали, - древесину для тел отнюдь не всегда хорошо просушивали. А усыхая дерево подчас набирает настолько мощное внутреннее напряжение, что и шпонки изгибу перестают быть помехой. Мы делаем тела из дуба. Если поискать в интернете информацию на эту тему, то можно обнаружить, что на дубе иконы на Руси делать даже возможным не считали. Почему: дело в том, что дуб, в отличие от березы и липы, имеет очень пористую, ноздреватую, структуру. По этой причине краски и лаки на его поверхности неравномерно впитываются, создавая очень шероховатое изображение. Кроме этого, в порах сохраняется воздух, который после нанесения лака начинает выходить вверх, создавая на клади лака пузыри. Ну и конечно дуб гораздо более сложный в обработке материал в силу своей богатырской плотности. Казалось бы, - сплошные минусы. Зачем нужно делать иконы на дубе, если проще и, казалось бы, надежнее сделать их на липе и березе? Ответ прост: самую первую икону написал святой апостол и евангелист Лука на пласти стола, за которым трапезничали Иисус и Дева Мария. А стол этот был как раз из дуба. По этой причине с выбором материала для изготовления наших подарочных икон у нас выбора не было. Мы потратили несколько месяцев для того, чтобы найти возможность сделать это и результат радует. Дуб предназначенный для изготовления тел икон произрастал в предгорьях Кавказа, - именно скальный дуб подходил для нас больше всего. Казалось бы: дуб растет и в лесах нашей полосы, - какой смысл везти его полторы тысячи километров? Ответ прост: каждое дерево представляет из себя полосы зимней и летней древесины (эти полосы чередуясь образуют "годовые кольца"); летняя древесина светлая, живая, насыщенная силой дерева, зимняя напротив, - серая, рыхлая, ясно показывающая, что наросла в ходе зимней спячки дерева. Чем больше рыхлых (зимних) участков, тем хрупче древесина, соответственно, чем больше упругих летних, - тем древесина стабильнее. В Краснодарском крае температура даже зимой редко опускается ниже нуля, по этой причине дуб практически не впадает в зимнюю спячку. Потому древесина гораздо более светлая и упругая. Спиленное дерево распускается на доски в месте произрастания и около полу-года в естественной влажности просушивается. Только после этого материал отправляется к нам на производство. Получив дуб мы его дополнительно сушим в вакуумной камере и термически морим. Что это дает: материал на всю глубину меняет цвет на серо-черный; из дуба выходят все моно-сахариды (вернее, они не выходят, а запекаются, - как сахар-песок помещенный на чайной ложке над газовой плитой), что начисто убивает интересность этой древесины для жучков-паразитов; ну и мореный дуб гораздо менее подвержен деформации, - его не выгибает. Однако, вся эта подготовка не решает вопроса пористости. Для того, чтобы на поверхность дубовой доски нанести изображение наносится четыре последовательно подготовительных слоя. Можно ли сделать похожее тело иконы более простым способом? Конечно, - можно взять на строительнгом рынке сосновый щит и покрасить его. Будет ли он выглядеть достойно? Безусловно. Однако, мы не можем этого сделать в силу своих внутренних убеждений. Такой бывает с каждым, - вроде, можно схалтурить, сделать проще а получить больше, но что-то внутри не дает делать плохо. Какая-то самоидентификация... Да и незачем нам делать легковесные недолговечные тела для подарочных икон, - мы способны сделать их если не идеальными, то близкими к этому понятию.
На подготовленное таким образом тело иконы переносится изображение, полученное фотографированием авторского списка, и икона отправляется на оформление в заботливые руки наших художников. Благодаря их стараниям у нас не было и нет ни одной пары полностью одинаковых икон, - каждая украшается вручную, в декорировании каждой используются индивидуальные мотивы и темы. Большинство икон кроме индивидуальной росписи украшается натуральным жемчугом. Наверное, и тут будет напрасной тратой времени упоминать о наличии благословения у каждой нашей художницы. Вероятно, стоит упомянуть только, что оборудование, инструментарий и материалы, используемые в изготовлении икон не могут быть задействованы более ни в какой другой деятельности. То есть, оборудование наносящее лики на деревянную доску не может нанести логотип компании на деревянную шкатулку. Ну и к помещению предъявляются определенные требования. Из самых простых, - кошка может войти в мастерскую, а вот собака уже нет. Канон такой. Можно ли обойтись без всех этих сложностей? Конечно, - можно на любом цветном принтере напечатать на бумажке изображение и приклеить бумажку к телу иконы. После нанесения нескольких слоев лака видно этого почти не будет... Можно вместо ручной росписи каждой иконы сделать литьевые формы и отлитыми из эпоксидной смолы виньетками и венцами попобовать заменить инивидуальность... Можно. Но цена такой халтуре, - одноликость и убогость. Мы стараемся сделать каждую икону индивидуальной, персональной, такой, чтобы самим было приятно подарить.
Каждая наша икона имеет на оборотной стороне наклейку с номером. ВСЕ иконы номерные и все проходят через регистрацию, - в любой момент по номеру мы можем определить когда была сделана икона, кем, как украшена, в какой регион была отправлена и т.п. Нанести номер на тело иконы нельзя, - в теле иконы не допускается ни дырок, ни царапин. С точки зрения иконописи есть прямая аналогия между телом иконы и телом святого, изображенного на этой иконе. По этой причине механическое воздействие на тело иконы по сути своей кощунственно. Номер иконы дублируется в свидетельстве, которым сопровождается каждая наша икона. Именно в этом свидетельстве указывается вся информация по иконе, отражаемая при регистрации. Кроме этого, на оборотной стороне свидетельства есть краткая информация о житии святого, днях празднования, покровительстве и (иногда) значимых соборах. Все иконы бережно пакуются в конверт из натурального шерстяного приборного сукна. Впоследствии, каждая икона укладывается в деревянную шкатулку. К поставке все иконы предоставляются в транспортной картонной коробке, позволяющей избежать досадных механических повреждений при транспортировке.
Важный момент: зачастую, люди приходящие в магазин жаждут именно "живописных икон". В подавляющем большинстве, такие запросы основываются на ошибочных предпосылках о цене и ценности такой иконы, сформированных десятками предложений псевдо-живописных ликов по бросовым ценам. Кто такой истинный иконописец? Четкое определение этому было сделано в 43-й главе постановлений Стоглава.
Соборное определение читается так:
«...Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубиицы, наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве и воздержании со смиренномудрием кроме всякаго зазора и безчинства; и с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери и святых пророк и апостол и священномученик и святых мучениц и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцов и знаменовати с добрых образцов; и аще которые нынешние мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди творити и тщание о деле Божии имети; и царю таких живописцев жаловати, а
святителем их бречи и почитати паче простых человек; такоже тем живописцем приимати учеников и их разсматривати во всем и учити о всяком благочестии и чистоте и приводити ко отцем духовным, отцы же их наказуют по преданному им уставу от святителей како подобает жити хрестьянину <...>».
Требований довольно много, - будем откровенными, их соблюдение занимает множество времени. Сколько настоящих канонических икон может написать иконописец в месяц? Штучно... Сколько сейчас стоит жизнь? Довольно существенно. Заметьте, истинный иконописец не только сам должен жить трудами своими, но и помогать нуждающимся в помощи. Может ли НАСТОЯЩАЯ живописная икона стоит дешево? Ответьте себе сами.
Нужна ли именно живописная икона? Не гордыня ли это греховная? Вот вопрос на который каждый покупатель должен найти ответ. В том числе и с Вашей помощью, - ведь помочь избежать соблазна истинно христианский поступок. Бывают ситуации, когда необходима именно живописная икона, но в этом случае человек не о цене думает прежде всего, но о душе. Да и сможет ли рядовой россиянин отличить живописную икону от копии? Уровень технологий уже таков, что сделать с первлого взгляда точный вывод довольно затруднительно. Можно, конечно, взять увеличительное стекло и посмотрев на копию увидеть пикселизацию, - свидетельство нанесения изображения печатающей головкой. Зачастую, именно так и стоит проверять что именно Вы приобретаете, - на живописной иконе все изображение нанесено мазками краски и ни при каком увеличении лик не разложится на разноцветные точки. Однако, может не стоит искать живописную икону, но стоит довериться сердцу и остановить свой выбор на понравившемся лике. Без привязки к его живописности?
И напоследок о ещё одном ошибочном стереотипе, бытующем в силу необразованности в головах россиян. Очень часто покупатели как критерий выбора спрашивают "освящена ли икона?" и услышав в ответ отрицание презрительно кривят губы. Однако, давайте разберемся что есть икона и зачем нужно освящение. Икона по сути своей, - помощник человеку в обращении его к святому, лик которого изображен на иконе. Повторюсь: помощник КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ при обращении к ОПРЕДЕЛЕННОМУ СВЯТОМУ. Освящение иконы, - это наделение образа силой помогать в таком обращении страждущему. И если человек нуждается в такой помощи, то должен эту помощь искать сам. Именно это и делается походом к приходскому священнику с просьбой об освящении иконы. Освятить икону без человека, которому она предназначена можно только как "прочую утварь", наравне с тазиком для крещения или любым другим предметом обихода. Освящена она будет, но будет ли иконой в полном смысле этого слова? Ну и, безусловно, крайне кощунственно выглядит идея торговли святынями (а освященная икона по определению становится святыней). Не говоря уже о невозможности определения заранее через чьи руки пройдет тот или иной лик на пути от производства до конечного владельца, - какой веры окажется на этом пути транспортник, везущий иконы, грузчик их принимающий, курьер, доставляющий конкретную икону и т.п.